Введение

РАЗРЕШЕННОЕ И ЗАПРЕТНОЕ ХАЛАЛЬ И ХАРАМ
 
ЧТО ТАКОЕ ХАЛЯЛЬ?
 
Согласно канонам ислама, халяль — это мясо крупного рогатого скота, коз, овец, верблюдов, лошадей, индеек, гусей, кур. уток и т. д. Известно мнение великого имама Абу Ханифа о нежелательности употребления конины. Основано оно на том, что лошади когда-то использовались в качестве средства передвижения и при военных действиях.
«Халяль» по-арабски буквально означает «дозволено». Еда халяль — это вся разрешенная для употребления и пищу скотина (кроме свиней). Животное пли птицу закалывают особым образом, с произнесением имени Всевышнего — так мясо становится «халяль», то есть дозволенным.
Важно и то, как правильно резать животных. Но чакону шариата, обряд убоя включает перерезание шейных артерий, пищевода и дыхательных путей, упоминание имени Всевышнего («Бисмилляхи, Аллаху Акбар»). Исключение составляют верблюды: им прокалывают горло в нижней, прилегающей к груди части. Человек, совершающий обряд, должен быть мусульманином или человеком «из числа людей Писания» (христиан или иудеев), находящимся в здравом уме. Кровь при этом нужно выпустить. Убой желательно совершать в дневное время. Животное при этом кладется на левый бок, а голова его обращена в сторону Мекки.
Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, зайцев и т. д.) разрешено при соблюдении обряда убоя. Если же идет охота на дичь, во время выстрела тоже нужно произнести «Бисмилляхи, Аллаху Акбар». Если животное было только ранено, охотник, воспользовавшись ножом, должен завершить обряд убоя.
Разрешается употреблять мясо большинства видов диких птиц, кроме имеющих когти и питающихся мертвечиной. К последним относятся соколы, ястребы, коршуны, совы, вороны, стервятники, орлы и т. д.
Зато все рыбы и любые морские обитатели относятся, по мнению большинства исламских богословов, к категории «халяль». Когда у Пророка Мухаммеда спросили, можно ли использовать для ритуального омовения морскую воду, он ответил: «Вода его (моря) совершенно чиста, и все, что
умерло в нем, — разрешено». Таким образом, все морские обитатели разрешены в пищу без соблюдения ритуала. Относится это и к речной рыбе.
Представители животного мира, которых трудно отнести к какой-либо из этих групп, разрешены для употребления в пишу при отсутствии явного запрета, касающегося их.
Непосвященному все это кажется достаточно сложным. Сразу возникает ряд вопросов: где городскому жителю взять настоящий халяль? Убоем в городах никто не занимается, мясо приобретается на рынках или в магазинах, и каким образом умертвили бычка или птицу, никому не известно.
Ревностные мусульмане знают, что мясо халяль можно приобрести при мечетях. Кроме того, некоторые богословы считают, что если по каким-либо причинам халяль недоступен (человек находится в местности, где нет мечетей и при этом нигде поблизости не режут скот и птицу), то над мясом необходимо произнести молитву. Такое употребление мяса весьма нежелательно для мусульманина, но допустимо.
 
ЗАПРЕТНАЯ ПИЩА (ХАРАМ)
 
Пищевые запреты ислама разработаны в шариате очень подробно. Большинство из них уходят своими корнями в доисламскую эпоху. Например, запрет употреблять свинину существовал еще в Древнем Египте и среди иудеев. О пищевых запретах говорится во многих сурах Корана. Имеются также десятки хадисов, излагающих такие запреты. В одном из них говорится: «Бог запретил употреблять в пищу кровь, мертвечину, алкогольные напитки, свинину», в другом: «Любой напиток, который содержит хмельное, запрещен».
Есть конину, мясо мула, осла порицается, но не запрещается. Последнее в шариате появилось под влиянием тюркских и монгольских племен. Арабы и персы почти не едят конину, тогда как у древних турок она широко употреблялась в пишу. В современных условиях казахи, узбеки, татары, уйгуры употребляют в пишу конину и кумыс (лошадиное молоко), а арабы, персы, современные турки, азербайджанцы и часть туркмен конины не едят.
Как уже говорилось, если животное умерло не по ритуалу (утонуло, получило удар тяжелым предметом или электротоком и т.п.), то его мясо употреблять в пишу запрещено.
В Коране разъяснено, что Аллах запрещает употреблять в пищу мертвечину, кровь и свинину. Мертвечиной считается мясо любого животного, не зарезанного по ритуалу, а убитого или умершего другим образом.
Мясо таких домашних животных, как собаки и кошки, является запретным. Строго запрещено для употребления в пишу мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи и т. д.
Свинину и алкогольные напитки шариат относит к категории нечистого (харам). В сознании же верующего мусульманина откладывается, что если свинина и алкогольные напитки являются нечистыми, то и те, кто их употребляет в качестве пищи, также становятся нечистыми. Интересно отметить, что ранние христиане, находившиеся под значительным влиянием иудаизма, также считали свинью нечистым животным. Легенда о том, что Иисус вселил бесов двух одержимых в стадо свиней, после чего все стадо бросилось в море, приводимая в Евангелии от Матфея, является подтверждением этого, хотя в Палестине, как и в Аравии, никогда не разводили свиней.
Запрет на алкогольные напитки в исламе не является случайным. Алкоголизм У арабов был известен за много веков до возникновения ислама. Арабы умели делать из фиников и других ягод настойку, крепость, которой достигала 50 градусов. Сам термин «алкоголь» — арабского происхождения («аль-кухул» «спирт»), Несмотря на запреты Мухаммеда, употребление алкогольных напитков было довольно широко распространено еще в начальный период ислама, особенно среди арабской аристократии. Пьянство было широко распространено еще при грозном халифе Омаре ибн аль-Хаттабе (634-644), который сам занимался искоренением этого порока.
Запреты шариата во всех областях жизни мусульманина призваны ослабить привязанность верующего к земной жизни и ее удовольствиям, ибо любовь к земному таит в себе опасность пренебрежения религиозными обязанностями.
 
ПИТАНИЕ В РАМАДАН
 
Пять столпов ислама — это исповедание веры (ташаххуд), которое состоит в принятии формулы «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед— Пророк Его», молитва (салат).
пост (саум), паломничество (хадж) и благотворительная милостыня (закят). Как видим, посту придается огромное значение: он третий из обязательных актов поклонения для мусульманина.
 
В исламе используется лунный календарь, в котором месяцы имеют по 29 или 30 дней. В девятый месяц этого календаря — Рамадан — к Пророку Мухаммеду пришло первое откровение Корана. Пост во время Рамадана призван укреплять мусульман в самодисциплине и точном исполнении Божьих наказов; он не связан, как в некоторых религиях, с искуплением грехов или смягчением Божьего гнева.
Помимо самого долгого поста в Рамадан есть и краткосрочные посты в некоторые памятные даты. Для соблюдения дополнительных постов шариат установил особый график: исключается дополнительный мост в месяце Рамадан, в «запретные» и «порицаемые» дни, во время праздников и т. д.
Пост особенно в месяц Рамадан, является лучшим средством искупления грехов, совершенных в течение года. В исламе, в отличие, например, от христианства, нет посредников между Богом и человеком, отсутствует и духовенство в христианском понимании, которое может отпускать грехи верующему от имени Бога, Мусульманин сам отвечает перед Аллахом за свои грехи.
Соблюдение 30-дневного поста в месяце Рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал Пророку Мухаммеду в виде откровения Коран (2:181).
Вечером, после заката, постящийся должен принимать легкую пищу — фитур, вторая еда — сухур принимается перед возобновлением поста на заре. Вечерний обряд разговенья называется ифтар; вечернее разговенье — благословенное время. На него стараются пригласить родственников, близких друзей и соседей. Считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение 1рехов и место в раю. Часто на ифтар приглашается мулла или образованный человек, который может прочитать молитвы и знает многочисленные рассказы о жизни Пророка, членов его семьи и сподвижников, все мусульмане стараются в этот период предаваться размышлениям об Аллахе и его учении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране стараются провести время в чтении Корана и пересказах его наставлений тем, кто не умеет читать по-арабски.
 
Начинается пост обрядом «встречи», когда ждут на небе появления молодой луны. Луну нередко высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах возвещается пушечным выстрелом, барабанным боем, трубными звуками либо знаменем, поднятым на минарете.
Как только появляются первые солнечные лучи, наступает время имсака — воздержания от приема пищи. С началом сухура стреляет пушка. Вечером с нетерпением ждут второго пушечного выстрела — сигнала к ифтару. когда разрешается прием пищи.
Услышав призыв (азан), мусульмане отправляются в мечеть к утренней молитве, и в течение месяца они должны повторять формулу: «Я намерен поститься постом месяца Рамадан от утренней зари до заката солнца единственно ради Всевышнего». Конец 30-дневного поста отмечается в первый день месяца шавваля, следующего за Рамаданом.
В вечерние часы Рамадана нет ритуальных блюд. Выбор кушаний зависит от национальных традиций в питании и семейного достатка. Однако в некоторых странах существуют типичные для вечерних трапез блюда.
У мусульман Индонезии после дневного поста в Рамадан самым популярным блюдом является наси горенг (жареный рис): рис отваривают и смешивают с кусочками мяса (предварительно прожаренными), омлета, кревегками, луком, чесноком и все вместе жарят на кокосовом масле с добавлением красного перца, имбиря, кориандра и соевого соуса.
 
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА
 
Харира чечевичная (Марокко)
Для бульона: 250 г баранины или телятины, 4 небольшие течячьи кости, 250 г чечевицы, но 1 кофейной ложке шафрана и черного молотого перца, ‘/? кофейной ложки молотой корицы, 500 г мелкого репчатого лука, I лимон, соль. Для второго бульона: 1,5 кг помидоров или 400 г томатной пасты, I ст. ложка сливочного масла, 200 г муки, по I пучку зелени петрушки и кинзы, 2 лимона, соль.
 
Чечевицу залить 1,5 л холодной воды и варить полтора часа, добавив соль. Мясо нарезать, положить в другую кастрюлю, залить водой, добавить кости, перец, соль, шафран, корицу,
головки репчатого лука целиком. Когда закипит, убавить огонь и тушить под крышкой. Сваренный лук вынуть и отложить. Через час будет готово мясо. Чечевицу снять с огня, полить соком лимона, перелить вместе с отваром в кастрюлю с мясом и добавить вареный лук. В кастрюлю влить 2,5 л воды и довести до кипения. В миске развести теплой водой томатную пасту и сливочное масло, влить смесь в кастрюлю с водой и прокипятить 15 минут на слабом огне. Сюда же слить бульон из кастрюли с мясом, оставив в ней мясо, чечевицу, лук, и снять с огня. Развести муку 2 стаканами холодной воды и влить смесь в кастрюлю с томатом, энергично помешать. Положить туда отложенные мясо, чечевицу, лук. Если смесь густая, добавить теплой воды. Вновь поставить на слабый огонь и довести до кипения. Добавить сок лимонов, мелко нарезанную зелень петрушки и кинзы, подсолить. Подавать очень горячим.
 
ЕДА В ПРАЗДНИКИ
 
Праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина. Их содержание направлено на то, чтобы провозглашать и укреплять основные положения учения ислама: веру в Аллаха. Иго вечность, справедливость к всемогущество; веру в предопределение; признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков, и прежде всего Пророка Мухаммеда; веру в Священный Коран, в воскресение мертвых в Судный день.
В традиции ислама каноническими считаются только два праздника: Ид аль-фитр (Ураза-байрам) — Праздник окончания поста месяца Рамадан и Ид аль-адха (Курбан-байрам) — Праздник жертвоприношения. Остальные праздники не являются каноническими и отмечаются как памятные даты, посвященные событиям, связанным с жизнью Пророка Мухаммеда, священной историей и
историей ислама. Еженедельным праздничным днем мусульман является пятница (яум аль-джума — «день собраний»), когда все совершеннолетние мусульмане посещают мечеть, чтобы совместно совершить полуденную молитву (зухр) и выслушать проповедь имама (хутба).

Comments are closed.